|
в начало
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 некоторых травянистых
растений, не охватил в заселении планеты таких ее площадей. Но человек сделал
это другим путем. Он научно мыслил и трудом изменил биосферу, ее приспособил к
себе и сам создал условия проявления свойственной ему биогеохимичской энергии
размножения. Такое заселение всей планеты стало ясным к началу XX в., а можно
считать, что оно около первой его четверти стало фактом, укрепляется с каждым
годом все более и более на наших глазах. Оно стало возможным только благодаря
резкому изменению бытовых условий, связанных с новой идеологией, с резким
изменением задач государственной жизни, с ростом научной техники, совершившихся
к тому же самому времени.
Как правильно отметил И. Ортега-и-Гасет19, XIX в. в Европе и во всем мире со
второй его половины явился историческим периодом, где значение жизненных
интересов народных масс реально и идеологически, в их сознании и в сознании их
государственных людей, впервые во Всемирной Истории выступило на первое место.
Впервые это резко проявилось в быту. Впервые новая идеология опирается на
сознание народных масс, выступающих как социальная сила на исторической арене.
Она начинает охватывать быстро растущим темпом все человечество - всяк язык без
исключения.
Она скажется в своем реальном значении только с ходом времени.
Социально-политический идейный переворот ярко выявился в XX столетии в основной
своей части благодаря научной работе, благодаря научному определению и выяснению
социальных задач человечества и форм его организации.
18. В многотысячелетней исторической трагедии, для масс населения полной крови,
страданий, преступлений, нищеты, тяжелых условий жизни, которые мы называем
всемирной историей, многократно возникал вопрос о лучшем устройстве жизни и о
способах, которыми можно этого достигнуть. Человек не мирился с условиями своей
жизни.
Выход исканий разно решался, и в истории человечества мы видим многочисленные (а
сколько их исчезло бесследно!) искания - философские, религиозные,
художественные и научные. Тысячелетия во всех уголках, где существует
человеческое общество, они создавались и создаются.
Всемирная история человечества переживалась и представлялась для значительной
части людей, а местами и временами для большинства, полной страданий, зла,
убийств, голода и нищеты, являлась неразрешимой загадкой с человеческой точки
зрения разумности и добра. В общем, бесчисленные философские и религиозные
попытки в течение тысячелетий не привели к единому объяснению.
Все так полученные решения в конце концов переносят и переносили вопрос в другую
плоскость - из области жестокой реальности в область идеальных представлений.
Найденные бесчисленные в разных формах религиозно-философские решения, которые
на деле связаны с представлением о бессмертии личности, в той или иной форме в
прямом смысле этого слова, или в будущем ее воскресении в новых условиях, где не
будет зла, страданий и бедствий, или где они будут распределены справедливо.
Наиболее глубоким является представление о метампсихозе, решающее вопрос не с
точки зрения человека, но с точки зрения всего живого вещества. Оно до сих пор
еще, возникши несколько тысячелетий тому назад, живо и ярко для многих сотен
миллионов людей. И ни в чем, может быть, не противоречит современным научным
представлениям. Ход научной мысли нигде с выводами из этого представления не
сталкивается.
Все эти представления - при всей их далекости иногда от точного научного знания
- являются могущественным социальным фактором на протяжении тысячелетий, резко
отражающимся на процессе эволюции биосферы в ноосферу, но далеко не являющимся
при этом решающим или сколько-нибудь выделяющимся от других факторов ее
создания. В этом аспекте в течение десятков тысяч лет они иногда играли главную
роль, иногда терялись среди других, выходили на второй
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
|
|