19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 2
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
анализе, в размышлении над правильностью логических утверждений -
(в создании логики) - в искании основных обобщающих идей, в научно наблюдаемых
фактах, в создании математики, в создании аппарата научных фактов - основ их
естественной систематики, эмпирического обобщения фактов.
Это могло иметь место только тогда, когда личность смогла проявить свою волю в
обществе, сохранить ее свободной в среде, проникнутой неизбежной рутиной тысяч
поколений. Наука и научные организации создались, когда личность стала
критически вдумываться в основу окружающих знаний и искать свои критерии истины.

Мы можем говорить о науке, научной мысли, их появлении в человечестве - только
тогда, когда отдельный человек сам стал раздумывать над точностью знания и стал
искать научной истины для истины, как дело своей жизни, когда научное искание
явилось самоцелью.
Основным явилось точное установление факта и его проверка, выросшие, вероятно,
из технической работы и вызванные потребностями быта.
Установление точных наблюдений необходимых в быту, и астрономическая их проверка
поколениями, связанная с отпавшими в конце концов иллюзорными религиозными
представлениями, являются одной из древнейших форм научной работы. Она научна по
своей сути, но чужда науке по своим мотивам.
Наряду с этим уточнением установки фактов шло и размышление и обобщение,
приведшие к логике и математике, и здесь социальные потребности прежде всего
стояли на первом месте.
Однако, как уже указано (§ 40), в математике они привели к созданию числа из
десятичной системы, первых основных теорем геометрии, первых "символов"
(алгебраических), за 4000-2000 лет назад. С ХVI-XVII вв. новая математика - в
символе и в анализе, в геометрии - охватила человеческую мысль и работу и
придала ей решающую роль в охвате природы.
Еще глубже шла работа логической мысли. Хронология ее - главным образом в
области индийских культур - еще не установлена. Благодаря непрерывной работе
многих поколений мыслителей, вызвавших могучее течение "учеников" - многих тысяч
людей в течение многих смен поколений, началось не меньше чем за 3000 лет до
нашей эры в разных частях государственных образований арийского населения Индии
- пришельцев в область древних доарийских культур "дравидских" культурных
образований, могучее философское религиозное течение, создавшее основы великих
логических построений, живых до наших дней. С длительными периодами остановок
творческой мысли - в связи с трагедиями истории - индийская логическая мысль
самостоятельно создала стройную систему за столетия до ее выявления в среде
эллинской цивилизации. Допустимо ее реальное влияние на логику Аристотеля, до
XVIII-XIX вв. единственную, господствующую в нашей науке.
Индийская логическая философская мысль оказала огромное влияние на цивилизации
Азиатского континента, в которых временами в течение нескольких поколений, шла
самостоятельная научная работа создания новых научных фактов и эмпирических
обобщений. Это влияние распространялось на Японию, Корею, Тибетские, Китайские
государства и Индокитайские, на Западе сталкивалось с областью эллинистических и
мусульманских культурных центров - на юг и на юго-восток - переходило в
дравидский Цейлон и в Малайские государственные образования. В Индии собственно
традиция логической мысли не прерывалась, а в XIX в., под влиянием
западноевропейской, единой, современной, научной культуры, возобновилась мощно и
глубоко. И научная и философская все растущая творческая работа нашла
чрезвычайно благоприятную среду непрерывных поколений, привыкших к умственной
работе.
45. В Средиземноморье, из этих веками нараставших исканий поколений свободно
мыслящих личностей, выросла эллинская научная мысль, которая, использовав
научный опыт многотысячелетней истории Крита, Халдеи, Египта,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb