19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 2
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
македонскими
царями, главным образом Александром, принявшими эллинскую культуру.
Доля халдейской науки окажется в науке эллинской, вероятно, гораздо большей, чем
мы это думаем.
Сейчас перед нами вскрылась совершенно неожиданно глубина достижений алгебры
халдейской науки. Эти работы, может быть, через Гиппарха и Диофанта влились в
наш научный - эллинский - аппарат только через несколько столетий после того,
как самостоятельная работа халдейских ученых прекратилась или вошла в русло
эллинской научной мысли (§ 45).
Халдеи обладали пониманием нуля, когда греки едва ли обладали азбукой (§ 40). Но
понятие нуля совершенно не захватило пытливую мысль греков, и на западе Европы
вошло в жизнь в Средние века через арабов и индусов, а алгебра почти через
полтысячелетия обратила на себя внимание через Диофанта (о жизни которого мы
ничего не знаем).
Существует ряд предположений, догадок, как это могло произойти? Мне кажется,
вернее всего, что это связано с неполнотой и случайностью дошедшей до нас
греческой математической литературы (III в. до Р.Х. - III в. после Р.Х.).
Важен факт, может быть связанный только с этой force majeure, и если это так, то
не существенный.
Едва ли, однако, поправки будут такие, которые заставили бы нас изменить
современные представления по существу.
Возможно, что сознание необходимости искания научного понимания окружающего, как
особого дела жизни мыслящей личности, независимо возникло в Средиземноморье,
Индии и Китае. Судьба этих зарождений была разная.
Из эллинской науки развилась единая современная научная мысль человечества. Она
прошла периоды застоя, но в конце развилась до мировой науки XX столетия - до
вселенскости науки. Периоды застоя достигали длительности многих поколений -
больших потерь ранее узнанного. Максимальные перерывы достигали 500-1000 лет, но
все же традиция не целиком прерывалась (§ 45).
43. Для области китайских культур мы пока не можем утверждать с достоверностью
достижения стадии научных знаний, которые позволили бы нам говорить о появлении
в области Восточной Азии научной мысли, отличной от философской и религиозной и
независимой от эллинского центра научного искания. Но история китайских
культурных проявлений в ее хронологии до сих пор так мало выяснена, что отрицать
этого мы сейчас не можем. Мы должны ждать дальнейшего выяснения результатов
исторической работы, сейчас в этой области происходящей.
В сущности, впервые только находки государственных раскопок 1934-1935 гг. дали
нам ясное понятие об истории древнего Китая. И здесь историческое дошедшее до
нас предание оказалось более достоверным, чем мы думали.
Эта культура более новая, чем культура Египта и Халдеи, частью более древняя,
чем эллинская. По-видимому, это независимый центр зарождения научного знания. В
ближайшие года, когда Китай выйдет из ужасов японского нашествия, мы сможем
получить более ясную картину. Дать ее сейчас мы не можем.
44. Элементы для организованной научной мысли и ряд знаний, которые позволили бы
ее построить, давно уже существовали бессознательно, не с целью познания
окружающего, и были созданы тысячелетия тому назад, с появлением больших
человеческих государств и обществ. Но долго в них не было дерзкой и смелой мысли
- революционного дерзания личности - она не оставляла прочного следа, не
сложилось убеждения о точности научно установленного факта, и на этой основе
дерзкого критического отношения к господствующим религиозно-философским или
бытовым утверждениям. Не вошло в быт, в мотив поведения личности, научное
объяснение природы. Не было удавшихся попыток выйти из влияния религиозных
представлений, искать критерия для познания правильности религиозных и бытовых
убеждений.
Критерий - организованная научная мысль - создался отвлеченной работой отдельных
личностей - в

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb