|
в начало
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 использовал или использовал
поздно (через тысячелетия) такие достижения бытовой халдейской науки, как,
например, алгебру Вавилона.
35. Но среда жизни влияет на научную мысль не только этим путем - привнесением
всюду вызываемых жизнью научных открытий, сторонних научному исканию отдельных
личностей, и их охватом организованным проявлением научной работы учеными,
научным аппаратом данного времени.
Она сама по себе коллективной, с научной точки зрения, бессознательной
работой,29 ходом исторического времени и происходящим этим путем изменением
создает новое и важное, которое может быть зафиксировано и может явиться
результатом научных достижений первостепенной важности, какими, например,
явились кругосветные путешествия, открытие Америки, падение Персидского царства
(разрушенного Александром Македонским) или китайских государств и
среднеазиатских культурных центров, сокрушенных Чингизханом, победа христианских
церквей и религий, создание магометанства и его религиозно-политических
выявлений, и другие крупные и мелкие события политической жизни.
Не менее, часто еще более могущественными были те изменения, которые происходили
в экономической жизни, в земледельческой культуре или в отдельных проявлениях
успехов быта, как например, введение верблюда (дромадера) в пустынные и
полупустынные области Северной Африки30 или открытие книгопечатания в
Прирейнских странах в Европе.31
Наравне с этими стихийными явлениями, последствия которых для научной мысли не
принимали, при их создании человечеством во внимание, с равной, а иногда, может
быть, в большей степени, действует в биосфере сама научная мысль - научные
открытия отдельных мыслителей и ученых, меняющих миропредставление человечества,
как Коперник, Ньютон, Линней, Дарвин, Пастер, П. Кюри. В данных случаях это
делалось сознательно, в других - неожиданно для самого ученого, как это на наших
глазах произошло с А. Беккерелем [1852-1908], открывшим в 1896 г.
радиоактивность,32 или с Г. Эрстедом [1777-1851], выявившим электромагнетизм,33
или с Л. Гальвани [1737-1798], открывшим гальванический ток.34
Максвелл, Лавуазье, Ампер, Фарадей, Дарвин, Докучаев, Менделеев и многие другие
охватывали огромные научные выявления, их творчески создавали в полном сознании
их основного значения для жизни, но неожиданные для их современников.35
Их мысль - для них сознательно - влияла на гущу жизни; здесь вызванные этим
путем прикладные создания в новой форме неожиданно и негаданно для их
современников, часто после смерти их творцов, по-новому отразились в научном
творчестве, создали в жизни человечества переворот его быта, новые неожиданные
источники научного знания.
Наряду с ними тем же путем, через гущу жизни, через среду, создают новый,
аналогичный цикл научных проблем изобретатели, среди них часто люди научно
малограмотные - из всех социальных классов и кругов, люди, часто не имевшие
никакого отношения и интереса к исканию научной истины.36
36. Из всего сказанного мы увидим, что можно сделать выводы большого научного
значения, а именно:
Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в
которой он живет.
Это проявление изменения биосферы есть неизбежное, сопутствующее явление росту
научной мысли.
Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно,
как природный естественный процесс.
А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты - биосфера, то
вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового
фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс
перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу.
В переживаемый нами исторический момент мы видим это более ясно, чем могли
видеть раньше. Здесь вскрывается перед нами "закон природы". Новые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
|
|