|
в начало
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 иногда лишь рационалистические или
мистические построения философских систем, или теологические (и мистические)
выявления религии, исходным для которых являются признанные за истину положения,
строго логически дальше развиваемые и углубляемые, вне зависимости от фактов
окружающей природы (в том числе и социальной среды человечества).
Система науки, взятая в целом, всегда с логически-критической точки зрения
несовершенна. Лишь часть ее, правда все увеличивающаяся, непререкаема (логика,
математика, научный аппарат фактов). Науки, реально существующие, исторически
проявляющиеся в истории человечества и в биосфере, всегда охвачены
бесчисленными, часто для современников неотделимыми, чуждыми им и ими в
историческом процессе перерабатываемыми философскими, религиозными, социальными
и техническими обобщениями и достижениями, переработка которых по существу
является главным содержанием развития истории науки. Только часть, но, как мы
видим, все увеличивающаяся, часть науки, в действительности ее основное
содержание, часто так не учитываемое учеными, часто, чуждая другим проявлениям
духовной жизни человечества - масса ее научных фактов и правильно логически из
них построенных научных эмпирических обобщений является бесспорной и логически
безусловно для всех людей и для всех их представлений обязательными и
непререкаемыми28. Наука в целом такой обязательности не имеет.
34. Наука, таким образом, отнюдь не является логическим построением, ищущим
истину аппаратом. Познать научную истину нельзя логикой, можно лишь жизнью.
Действие является характерной чертой научной мысли. Научная мысль - научное
творчество - научное знание идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны,
и самим существованием своим они возбуждают в среде жизни активные проявления,
которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и
создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий
источник роста научного знания.
Далеко не всегда, таким образом, человеческая личность, даже в наше время
организованности науки, является творцом научной идеи и научного познания;
ученый-исследователь, живущий чисто научной работой, крупный и мелкий, является
одним из создателей научного знания. Наряду с ним из гущи жизни выдвигаются
отдельные люди, случайно, т.е. жизненно-бытовым образом, связывающиеся с научно
важным и из соображений, часто науке чуждых, вскрывающие научные факты и научные
обобщения, иногда основные и решающие, гипотезы и теории, наукой широко
используемые.
Такое научное творчество и научное искание, исходящее из действий, лежащих вне
научной, сознательно организованной работы человечества, являются
активно-научным проявлением жизни мыслящей человеческой среды данного времени,
проявлением ее научной среды. По массе нового в этой форме научной мысли,
вносимого в науку, и по его важности в историческом итоге эта часть научно
построяемого сравнима, мне кажется, с тем, что вносится в науку сознательно над
ней работающим ученым, что вскрывается сознательной организованностью научной
работы. Без одновременно существующих научной организации и научной среды эта
всегда существующая форма научной работы человечества, стихийно бессознательная,
исчезает и забывается в значительной степени как это бывало в области
Средиземноморской цивилизации в течение долгих столетий в христианизированной
Римской империи, в персидских, арабских, берберских, германских, славянских,
кельтских сообществах Западной Европы в связи с государственным распадением в
них создавшихся государственных образований в IV-XII вв. по Р. Х., частью позже.
Наука в ходе времени теряет свои достижения и вновь стихийно к ним приходит.
История науки и история человечества вскрывают на каждом шагу такие события.
Расцвет эллинской науки оставил в стороне и не
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
|
|