|  | в начало 
 Глава 1
 Глава 2
 Глава 3
 Глава 4
 три раздельных пласта
 реальности, в пределах которых замыкаются научно устанавливаемые факты. Эти три
 пласта, по-видимому, резко отличны по свойствам пространства-времени. Они
 проникают друг друга, но определенно замыкаются, резко отграничиваются друг от
 друга в содержании и в методике изучаемых в них явлений. Это пласты: явления
 космических просторов, явления планетные, нашей близкой нам "природы", и явления
 микроскопические, в которых тяготение отходит на второй план.
 Научно явления жизни наблюдаются только в двух последних пластах мировой
 реальности.
 В научном охвате реальности нет надобности считаться с другими о ней
 представлениями, допускающими существование в научно изучаемой реальности
 построений, не принятых научным исканием во внимание и научно в ней не
 открываемых. Обычные, господствующие представления о мире - о реальности -
 переполнены религиозными, философскими, исторически-бытовыми и социальными
 построениями, часто противоречащими научно принятым и иногда в научной работе
 отдельными исследователями или группами исследователей принимаемыми во внимание.
 
 Противоречие между этими представлениями проникает научную мысль; научный охват
 реальности постоянно с ними сталкивается. Он ломает ему чуждые построения, когда
 нужно, и с ним вынуждены считаться, если он правильно сделан, все другие
 представления о реальности, выработанные человечеством - религиозные,
 философские, социально-государственные, - должны в случаях их противоречия с
 научно найденной истиной переделываться и ей уступать. Примат научной мысли в
 своей области - научной работе - всегда существует, признается ли он или нет,
 безразлично. Ее правильно сделанные положения общеобязательны. Это не зависит от
 нашей воли. Это свойственно в духовной жизни человечества только научной истине.
 
 По существу это утверждение не требует доказательства, оно вытекает как
 эмпирический факт из наблюдения хода истории научной мысли.
 В такие моменты, как теперешний, это становится особенно ясным.
 33. Наука и научная работа отнюдь не являются, взятые в целом, результатом
 только работы отдельных ученых, их сознательного искания научной истины.
 Наука и научная работа, научная мысль, как общее правило, не являются выявлением
 кабинетного ученого, далекого от жизни, углубляющегося в им созданную или
 безотносительно от окружающего им свободно выбранную научную проблему.
 Средневековый западноевропейский монах, возглавлявший недолго, правда, науку
 своего времени, в общем не был отшельником науки, им не был и связанный тысячью
 нитей с жизнью и жрец Древнего Египта или Вавилона или ученый XVII столетия
 Западной Европы и Северной Америки. Они и большинство ученых не были теми людьми
 не от мира сего, каких не раз рисовали и рисуют художественное творчество и
 обыденная молва. Такими были лишь отдельные эрудиты, светские люди - любители,
 отдельные монахи или отшельники, но они совершенно терялись в общей толпе
 научных работников и их роль, почтенная и нужная иногда, видна и сказывается
 лишь при пристальном и подробном изучении научного творчества. Не они являются
 творцами науки.
 Наука есть создание жизни. Из окружающей жизни научная мысль берет приводимый ею
 в форму научной истины материал. Она - гуща жизни - его творит прежде всего. Это
 есть стихийное отражение жизни человека в окружающей человека среде - в
 ноосфере27. Наука есть проявление действия в человеческом обществе, совокупности
 человеческой мысли.
 Научное построение, как общее правило, реально существующее, не есть логически
 стройная, во всех основах своих сознательно определяемая разумом система знания.
 Она полна непрерывных изменений, исправлений и противоречий, подвижна
 чрезвычайно, как жизнь, сложна в своем содержании, и есть динамическое
 неустойчивое равновесие.
 Логически стройными могут быть и бывают
 
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25
 |  |