|
в начало
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 человечества, как единого целого. Это его
неизбежная предпосылка.
Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для
сравнения без поправок историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по
существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества.
Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить
и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или
рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое,
может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни - в
биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно
связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он
несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.
15. Одновременно с полным охватом человеком поверхности биосферы - полного им ее
заселения, - тесно связанным с успехами научной мысли, т. е. с ее ходом во
времени, в геологии создалось научное обобщение, которое научно вскрывает
по-новому характер переживаемого человечеством момента его истории.
По-новому вылилась в понимании геологов геологическая роль человечества. Правда,
сознание геологического значения его социальной жизни в менее ясной форме
высказывалось в истории научной мысли давно, много раньше. Но в начале нашего
столетия независимо Ч. Шухерт [1858-1942] в Нью-Хейвене15 и А.П. Павлов
(1854-1929) в Москве16 учли геологически, по-новому, давно известное изменение,
какое появление цивилизации человека вносит в окружающую природу, в Лик Земли.
Они сочли возможным принять такое проявление Homo sapiens за основу для
выделения новой геологической эры, наравне с тектоническими и орогеническими
данными, которыми обычно такие деления определяются.
Они правильно пытались на этом основании разделить плейстоценовую эру, определив
ее конец началом выявления человека (последнюю сотню-другую тысяч лет - примерно
несколько декамириад назад) и выделить в особую геологическую эру - психозойную,
по Шухерту, антропогенную - по А.П. Павлову.
В действительности Ч. Шухерт и А.П. Павлов углубили и уточнили, внесли в рамки
установленных в геологии нашего времени делений истории Земли вывод, который был
сделан много раньше их и не противоречил эмпирической научной работе. Так, это
ясно сознавалось одним из творцов современной геологии - Л. Агассисом (L.
Agassiz, 1807-1873), исходившим из палеонтологической истории жизни. Он уже в
1851 г. установил особую геологическую эру человека.
Но Агассис опирался не на геологические факты, а в значительной мере на бытовое
религиозное убеждение, столь сильное в эпоху естествознания до Дарвина; он
исходил из особого положения человека в мироздании17.
Геология середины XIX в. и геология начала XX в. несравнимы по своей мощности и
научной обоснованности, и эра человека Агассиса не может быть научно сравниваема
с эрой Шухерта-Павлова.
Еще раньше, когда геология только слагалась и основные понятия ее еще не
существовали, ярко выразил ту же геологическую эру человека в конце XVIII
столетия Ж. Бюффон (1707-1788). Он исходил из идей философии Просвещения -
выдвигал значение разума в концепции Мира.
Резкое различие этих словесно одинаковых понятий ясно из того, что Агассис
принимал геологическую длительность Мира, существование Земли в течение
библейского времени - шести-семи тысяч лет, Бюффон мыслил о длительности больше
127 тысяч лет, Шухерт и Павлов - больше миллиарда лет.
16. В философии мы встречаемся уже давно с близкими представлениями, полученными
другим путем, - не путем точного научного наблюдения и опыта, каким шли Ч.
Шухерт, А.П. Павлов, Л. Агассис (и Д. Дана, знавший об обобщениях Агассиса), а
путем философских исканий и интуиций.
Философское миропредставление в общем и в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
|
|