|
в начало
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 в каких бы формах они ни проявлялись - теистических,
пантеистических или атеистических - реальное стремление к единству было
неизбежным, так как все они основаны на вере и на преодолении рационалистических
сомнений в их правильности. Жизнь неизбежно разбивала это стремление, но
верующие, несмотря на горький опыт поколений, верят в осуществление этого
идеала. С ростом науки реальное значение этой веры во всемирной истории быстро
падает. Для западно-христианской церкви, для католичества, реально возможность
такого объединения кончилась с созданием протестантских церквей, поддержанных
государственной силой и с таким же обоснованием мусульманских религиозных сект.
Глубокий кризис религии, ныне переживаемый, сводит их с реальной почвы истории в
этом отношении. Мало вероятно, чтобы атеистические представления, по существу
тоже предмет веры, основанные на философских заключениях, могли бы стать столь
сильны, чтобы дать человечеству единое представление. По существу это тоже
религиозные концепции, основанные на вере.
59. Еще менее может создать единство - вселенскость понимания - философская
мысль. В основе ее всегда лежит сомнение и рационалистическое обоснование
существующего. Никогда не существовало времени, когда бы одна какая-нибудь
философия признавалась истинной. Философия всегда основана на разуме и теснейшим
образом связана с личностью. Типы личности всегда отвечают разным типам
философий. Личность неотделима от философского размышления, а разум не может
дать для нее мерку, вполне охватить всю личность. Философия никогда не решает
загадки мира. Она их ищет. Она пытается охватить жизнь разумом, но никогда
достигнуть этого не может. Философская истина всегда может быть подвергнута
сомнению свободной, ищущей личностью. Тысячелетним процессом своего
существования философия создала могучий человеческий разум, она подвергла
глубокому анализу разумом человеческую речь, выработанную в течение десятков
тысяч лет в гуще социальной жизни, выработала отвлеченные понятия, создала
отрасли знания, такие как логика и математика, - основы нашего научного знания.
В независимую от нее научную область начинает превращаться и психология, ею
создавшаяся, в которой огромную роль играет внутренний опыт, размышление о самом
себе. Эта область явлений столь же безбрежна и бесконечна, глубока, как
окружающая нас реальность.
Наука выросла из философии тысячелетия тому назад. Чрезвычайно характерно и
исторически важно, что мы имеем три или четыре независимых центра создания
философии, которые только в течение немногих - двух-трех - поколений находились
между собой в общении, а столетия и тысячелетия оставались друг другу
неизвестными. Работа мысли - социальной, религиозной, философской и научной -
шла в них независимо многими столетиями, если не тысячелетиями. Это были центры
средиземноморские, индийские и китайские. Может быть, сюда надо присоединить
центр тихоокеанско-американский, который сильно отстал от первых трех и о
котором мы мало знаем. Он исчез и погиб в исторической катастрофе в XVI
столетии. По-видимому, в течение поколений, близких к Пифагору, Конфуцию и
Шакья-Муни, философско-религиозные центры Старого Света находились некоторое
значительное время в культурном обмене.
Новый обмен, сравнимый с этим первым, начался в века, к нам близкие. Философская
мысль долгие столетия шла в этих центрах независимо, наиболее мощно в Индии и в
эллинско-семитском. Любопытно, что в ходе истории философии мы видим
чрезвычайную аналогию исторического процесса в выработке как философских систем,
так и логических структур. По-видимому, индийская логика пошла глубже
Аристотелевской, а ход философской индийской мысли почти тысячу лет тому назад
(с точностью нескольких столетий плюс или минус - хронология индийской философии
все еще чрезвычайно несовершенна)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|
|