|
в начало
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 такого рода совпадениями и ищет для них
научного объяснения.
История человеческой научной мысли есть научная дисциплина, т.е. она должна
стремиться научно связывать научно точно установленные факты, искать обобщений и
распределять их в систему и в порядок. Открытие радиоактивности А. Беккерелем и
подготовка его изучением световых свойств урана, длившихся в течение трех
поколений в семье физиков Беккерелей, есть научный факт, с которым мы должны
считаться.
Мы не можем перед ним не остановиться. Если сколько-нибудь был прав Лаплас и
математической формулой ("формула Лапласа") можно охватить темп мирового
движения, мировой "жизни", мы должны были бы ждать как раз проявлений такого
рода в научных открытиях масштаба пережитого нами открытия явлений
радиоактивности.
Уже по одному этому мы не можем оставить без внимания это реальное бывшее
совпадение работ, шедших над ураном в течение ряда поколений, с быстротой
открытия радиоактивности в нужный момент. В науке нет случая и такие совпадения
в ее истории не так редки.65 Успехи анализа после Лапласа, мне кажется,
дозволяют допустить, что Лаплас в своем образе мог быть не неправ в каких-то
пределах. Но в каких?
57. Захвачена была последствиями из открытия Беккереля вся жизнь человечества,
вся философская его мысль, все его научное мировоззрение.
Ту же картину представляют последствия и теории относительности, выдвинутой А.
Эйнштейном через 10 лет после А. Беккереля, шедшей уже в научной атмосфере ломки
старых представлений радиоактивностью, в атмосфере победы атомистического
миропредставления, его победного шествия. Теория относительности вышла из
научно-теоретической и математической мысли. История ее гораздо лучше изучена,
чем история радиоактивности.
Но и здесь характерно скромное начало66 и непрерывающийся, все растущий в
интенсивности и в многообразии научный эмпирический материал научных фактов, с
теорией относительности генетически и логически связанный. Для натуралиста
только эта сторона точных фактов, а не математических и философских концепций
должна иметь основное значение.
58. Еще одна характерная черта научного знания должна быть принята во внимание,
так как она играет основную роль в происходящем процессе.
Как мы увидим (§ 46), наука в социальной жизни резко отличается от философии и
религии тем, что она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных
сред и государственных образований.
Правда, что к этому человечество приходит тяжелым опытом истории, ибо и религия,
и государственные социальные образования на протяжении целых тысячелетий
пытались и пытаются создать единство и силой включить всех в одно целое единое
понимание смысла и цели жизни. Такого единого понимания в многотысячелетней
истории человечества никогда не было. Все время существовали одновременно
враждующие или уживающиеся различные их понимания. Такое стремление, которое
сейчас как будто для всех становится ясной иллюзией, после бесплодной борьбы и
потерянных сил начинает уходить в прошлое. Бывали такого рода попытки и в
истории философии, также кончившиеся полным крушением.
Можно оставить в стороне социально государственные объединения, так как с
ноосферической точки зрения они никогда не охватывали сколько-нибудь
значительных ее частей. Так называемые всемирные империи всегда занимали в
сущности отдельные участки суши и всегда являлись одновременно существующими,
приходили - силой или бытом - в равновесие друг с другом. Идея об едином
государственном объединении всего человечества становится реальностью только в
наше время, и то, очевидно, становится пока только реальным идеалом, в
возможности которого нельзя сомневаться. Ясно, что создание такого единства есть
необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно
придет.
В истории религий,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|
|