|
в начало
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Китае, когда геологическая сила научной мысли едва
проявлялась и сознания ее не было.
В конструкции китайских государств больше чем за 2000-2200 лет тому назад была
проведена идея отбора выдающихся людей в государстве путем широких конкурсов
всенародного школьничества для создания ученых государства, в руки которых
должна была быть передана государственная власть. Такой выбор государственных
людей в идее просуществовал многие столетия, связан с именем Конфуция, и реально
получил свое выражение в жизни.
Но наука, которая при этом понималась, была очень далека от реальной науки того
времени. Это была скорее всего ученость, большая культура на глубокой моральной
основе, она не вкладывала никакой новой реальной силы в руки ученых, которые
стояли во главе управления государством. Когда Китай столкнулся в XVI и XVII
столетиях с быстро создававшейся новой западноевропейской наукой, он некоторое
время пытался ввести ее в рамки своей традиционной учености. Но это, как я уже
указал (§ 60), кончилось в начале XVIII в. полным крушением и, конечно, это
своеобразное историческое явление далеко от того, что стоит сейчас перед мировым
коллективом ученых.
В ХХ в., при крушении старого Китая, произошло крушение и остатков старого
конфуцианства. Единая научная мысль, единый коллектив ученых и единая научная
методика вошли в жизнь китайских народов и быстро оказывают свое влияние в их
научной работе. Едва ли можно сомневаться, что выдержавшая тысячелетия,
оставшись живой, слившись с единой мировой наукой, мудрость и мораль
конфуцианства скажется глубоко в ходе мирового научного мышления, так как этим
путем в него входит круг новых лиц более глубокой научной традиции, чем
западно-европейская цивилизация. Это должно проявиться прежде всего в понимании
основных научных представлений, пограничных с философскими концепциями.
74. Война 1914-1918 [гг.] резко ослабила слагавшиеся в XIX-XX вв. международные
организации научных работников. Они до сих пор не восстановили в ряде случаев
свой вполне международный (в форме междугосударственного) характер. Глубокая
рознь между фашизмом и демократизмом - социализмом в настоящий исторический
момент, и резкое обострение государственных интересов, рассчитывающих - в
нескольких странах - на силу, в конце концов на новую войну, для получения
лучших условий существования своего населения (в том числе такие страны, как
Германия, Италия, Япония - мощные центры научной работы, богатые организованным
научным аппаратом), не дают возможности ожидать здесь быстрого серьезного
улучшения.
Нельзя не отметить, что начинают искаться и вырисовываться новые формы научного
братства - внегосударственные организованные формы мировой научной среды.
Это формы более гибкие, более индивидуальные и находящиеся сейчас только в
стадии тенденции - бесформенных и не установившихся пока исканий.
Они, однако, получили в последние года, 1930-е, первые зачатки организованности
и проявились явно для всех, например, в обратившем большое внимание "мозговом
тресте" советчиков Рузвельта, оказавшем и оказывающем влияние на государственную
политику Соединенных Штатов; с ним реально пришлось считаться.
Это, очевидно, форма научной организации - внутригосударственной, которой
предстоит большое будущее. Еще раньше - по идее, но не по исполнению, - и более
бюрократической формой по структуре того же порядка - было создание Госплана в
нашей стране.
Идея "научного мозгового центра" человечества выдвигается жизнью - лозунг
находит себе отголоски.
О ней говорилось и в публичных заседаниях во время празднования 300-летнего
юбилея Гарвардского университета в Бостоне и в Кембридже в 1936 г. Ее основное
значение, однако, было в том личном общении на этой почве, которое произошло
здесь между крупными научными исследователями всех стран, там
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|