19.11.07 ||| моя ||| Научная мысль как планетное явление --- Глава 4
в начало

Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
моральное
переживание мировой ученой среды, связанное с ужасами и жестокостями величайшего
преступления, в котором ученые активно участвовали - оно было осознано как
преступление очень многими из принимавших в нем участие ученых. Моральное
давление национального и государственного патриотизма, приведшее к нему многих
ученых, ослабло, и, моральная сторона неизбежно выдвинувшаяся в научной работе,
моральная сторона работы ученого, его нравственная ответственность за нее, как
свободной личности в общественной среде, встала перед ним впервые, как бытовое
явление.73
Вопрос о моральной стороне науки - независимо от религиозного, государственного
или философского проявления морали - для ученого становится на очередь дня.
Он становится действенной силой, и с ним придется все больше и больше считаться.
Он подготовлен долгой, еще не написанной, даже не осознанной историей.74 Он
стоит совсем вне так называемой научной морали, которую пытаются создавать,
например, moral laique французского государства, которая является социальным и
философским построением, имеющим сложное и отдаленное к науке отношение, если
проанализировать ее содержание, и совсем отличное от проявления морального
элемента в научной работе, к которому я вернусь в другом месте этой книги.75
Название здесь не отвечает реальности. Это - мораль, не связанная с наукой, а
связаная с философией и реальными требованиями государственной политики,
попыткой заменить религиозную христианскую мораль. Она возникла в результате
долгой борьбы за веротерпимость, как компромисс идей французской революции с
реальной силой напора католически мыслящих граждан. Это является попыткой
государственной морали демократии, основанной на идее солидарности, попыткой
явно не имеющей будущего. Государственная мораль - какова бы она ни была -
политически-демократическая в данном случае, так же мало может удовлетворить
такому глубокому движению, которое с 1914 г. проникает все больше и больше в
круги ученых, так [же] не может их успокоить как [и] старая религиозная этика.
Преходящая форма демократического политического строя является слишком легким
поверхностным явлением для построения личной морали современного ученого,
мыслящего о будущем. Уже сейчас исторический процесс внес глубокое изменение в
понятие демократии, реально вскрыв значение экономической базы государственного
строя, и так же реально поставив идею государственного объединения всего
человечества для создания и осуществления ноосферы - употребление всех
государственных средств и всей мощи науки на благо всего человечества. Такой
демократический идеал ученого чрезвычайно далек от гражданской морали
французских радикалов.
72. Государственная мораль единого государства, хотя бы и социалистического, в
ее современной форме, не может удовлетворить критическую свободную мысль
современного ученого и его моральное сознание, ибо она не дает для этого нужных
форм.
Раз возникшее в ученой среде и неудовлетворенное чувство моральной
ответственности за происходящее и убежденность ученых в своих реальных для
действия возможностях не могут исчезнуть на исторической арене без попыток
своего осуществления.
Эта моральная неудовлетворенность ученого непрерывно растет, с 1914 г. все
увеличивается и непрерывно питается событиями мирового окружения. Она связана с
глубочайшими проявлениями личности ученого, с основными побуждениями ее к
научной работе.
Эти побуждения свободной человеческой, научно осознающей окружающее личности
глубже каких бы то ни было форм государственного строя, которые подвергаются
критической проверке научной мыслью в наблюдении хода исторических явлений.
73. В прошлом в истории человечества была попытка создания государственной
морали - но она была создана в изолированном от других, хотя и в большом
культурном центре - в

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
     Изготовление и поддержка сайта - студия 15rus.ru
Сайт построен на системе управления содержимым NextWeb